21:07

9 мая

у меня его никогда не было. как не было и патриотического воспитания. о войне бабушка говорила - "ой страшно было, не приведи бог такое!" и все. мне же с детства нравилась немецкая форма. и неслучайно. о сексуальности нацистов вкупе с уничтожающей силой, которую они несли, можно написать очень занимательные работы. а может, кто-то уже написал.

немцев я всегда защищала. говорила бабушке - "они не виноваты, их заставили. вот такая же бабушка и внучка сидели в Германии и не хотели войны. я выйду замуж за немца!". а бабушка отвечала - "дура! огрызок!" и жаловалась маме.

9 мая мы смотрели дома фильмы о войне - "В бой идут одни старики" и "А зори здесь тихие" - и ходили на салют. самое сильное впечатление о войне на меня производила песня "Вставай, страна огромная, вставай на смерттный бой" и "День победы". Но все-таки ничего о войне я не знала.

потом появился в моей жизни фильм "Я - русский солдат", где немец убил штыком беременную еврейку. это меня надолго сделало неспокойным ребенком. потом был фильм "Иди и смотри". потом - документальная хроника. я помню белые плоские, как доски, тела, которые лопатами складывают в кузов, плащучих старух, закутанные трупы, лежащие на санках. после документалки я сожгла русско-немецкий разговорник и перестала учить с мамой немецкий. затем я читала серию книжек о пионерах-героях и становилась еще более беспокойной. меня пугало то, что я читала. как это так - избить мать? вырвать волосы ребенку? а те самые иголки под ногти? я очень гордилась нашими пионерами. и чем больше узнавала и чем больше гордилась, тем сильнее чувствовала страх, что я, окажись на их месте, так не смогу.

однажды я призналась маме, что я как бы заочно - предатель. что будь война, я всех сдам, лишь бы меня не били. а мама сказала, что всякое может быть и чтобы я не думала об этом. но я об этом думаю до сих пор.

чем дальше - тем больше ужасов я узнавала о войне. все это - жестокости, физическое насилие над людьми. моральное насилие мне было пока не доступно. я не знала ничего об истории фашизма и нацизма, о концлагерях для русских, о неподписанных Сталиным Женевских конвенциях, о последствиях войны.

наглотавшись физической боли из фильмов и книг, я стала погружаться в историю. и вернулась к бабушке и внучке, которые сидели в Германии и не хотели войны. собственно с этого места я никуда не продвинулась.
наша победа - настолько значима, настолько ее не могло не быть, насколько она и грязна, настолько невозможно подло и мерзко все, что было после нее. есть кино, было министерство культуры, были правила. но есть и Солженицын, и Астафьев, и Сахаров. И я знаю, что у истории нет сослагательного наклонения.

Чем мерзостнее все, что было с обеих сторон, тем еще более героическим мне кажется дело, которое мы совершили в этой войне. Без философского суда и даже без божьего суда, который все объясняет неподвластной человеческому уму необходимостью.

А теперь о празднике. Не могу. Очень грустно в этот день радости и ликования. Не могу не думать, что все это - на раз в год, на показать по телевизору, на воспитать молодежь. Неуважение нашей власти к старости, имеющей и не имеющей ордена, беспрецедентно. Разве что не посылаем в резервации. Путинский поздравительный спам лично меня унижает. Моей бабушке все равно. Она не уважает власть, она знает, что никто ей не помогает и не поможет, кроме родных. Волонтеры фонда "Старость в радость" сделали больше для стариков, чем все парады, салюты и гвоздики, подаренные наряженными детьми под четким пинком родителей. Тех, кого забыли, тех забыли тех не вспомнят. Пока ты можешь встать и доехать до Красной площади в День Победы, тебя помнят. Если ты громко кричишь в Совете ветеранов, тебя услышат. Но есть безголосые, больные, очень слабые. И есть большое наплевательство власти и населения в лучших традициях нашей власти и населения плевать на тех, кто слабее.

Мы могли бы, в другой стране если, сделать этот день по-настоящему национальным. У нас бы обязательно хватило духу, умения и таланта. Праздновали бы все, касалось бы каждого, у кого в семье есть или был, ветеран, чья боль и победа - боль и победа твоя. Мы же любим расправляться с прошлым - половину забывая, половину переписывая. У нас мог бы быть замечательный день в году, для всех! А у нас Новый год зато.

вопрос, который меня мучает больше фонетических правил и трудоемкости опознавания родов существительных, это вопрос о шведской литературе. я знаю не так много имен и всех, естественно, читала в переводе. русский язык прекрасен, гибок и послушен - только погоняй правильно. а шведский, судя по всему, что я теперь знаю, практически неподвижен. порядок слов в предложениях и отдельных фразах регламентирован на уровне церемониала общения с королевской особой. так как же они обходятся в поэзии? в прозе? не скучно ли? или это все условно и годится лишь для сдачи экзамена по языку? во французском и английском тоже есть правила, но их не преподносят как незыблимую основу языка и часто нарушают. остается только дождаться, открыть Стринберга и проверить все самостоятельно.

из википедии о "Карлсоне":
Первый русский перевод, ставший «классическим», выполнен Лилианной Лунгиной. Позже появился перевод Людмилы Брауде (имя героя с двумя «с» — «Карлссон»), по оценкам критики, более близкий к оригиналу, но менее поэтичный.

@темы: язык

вопрос, который меня мучает больше фонетических правил и трудоемкости опознавания родов существительных, это вопрос о шведской литературе. я знаю не так много имен и всех, естественно, читала в переводе. русский язык прекрасен, гибок и послушен - только погоняй правильно. а шведский, судя по всему, что я теперь знаю, практически неподвижен. порядок слов в предложениях и отдельных фразах регламентирован на уровне церемониала общения с королевской особой. так как же они обходятся в поэзии? в прозе? не скучно ли? или это все условно и годится лишь для сдачи экзамена по языку? во французском и английском тоже есть правила, но их не преподносят как незыблимую основу языка и часто нарушают. остается только дождаться, открыть Стринберга и проверить все самостоятельно.

@темы: язык

"все равно счастливой стану! даже если без тебя!" с возрастом местоимение "тебя" вмещает все больше и больше людей, вещей, привычек, а также - надежд, желаний, уверенностей и прочего, что должно быть. но его нет или оно уходит, а ты все повторяешь "все равно счастливой стану! даже если без тебя!" даже без тебя, любимая работа, даже без тебя, хорошая зарплата, даже без тебя красота, даже без тебя, талант, даже без тебя, любовь. тут уже порог, где тебя встречают члены Общества Мадам Бовари. Ты будешь склоняться к мысли, что надо взять у жизни хоть что-то и быть этим довольной. Когда-нибудь возьмешь, а довольной не будешь, но чтобы отдалить момент разочарования, станешь радоваться и любить то, что взяла - ту работу, зарплату, ту красоту, ту любовь. Потом снова взбрыкнешь пару раз, но под конец успокоишься и смиришься. Вот и все, ребята.

15:39 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

15:34 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

22:46

"D"

Сегодня по улице передвигалась группа подростков лет 14-ти. Не шла, а именно передвигалась, как стая собак или волков, которые сыты и могут поиграть друг с другом, но все равно они остаются животными. Подростки галдели, ржали, щипали своих девчонок, тутже их били по голове и заднице, те верещали матом и замахивались пивом в руке, которая одновременно держала длинную сигарету. Группа передвигалась настолько обособленно среди других людей, то обходя их, то снося, что была похожа на какой-то вонючий комок пыльной грязи. Потом они пойдут в какой-нибудь подъезд, выпьют и будут лапать друг друга, желая секса и боясь его одновременно. И какой же мыслью их можно изменить?

15:38

Svenska

Удивительный учебник по шведскому. Изучаю глаголы 3 группы. Примеры:

"Jag vill bo i Ryssland. - Я хочу жить в Росии.

Tro på mig! - Поверь мне!

Igår mådde jag illa. - Вчера меня тошнило."

10:32

Шоа

Я никогда раньше не слышала о фильме «Шоа» - документальной ленте Клода Ланцмана о холокосте. Ни в книгах, ни в фильмах ВВС не было ссылок на нее, а она заслуживает внимания наравне с исторической кинохроникой.

10 серий документальной записи – не архивной, а по следам. В течение многих лет Ланцман искал людей, имевших самое разное отношение к происходившему, и собирал их свидетельства. Это было в 1980-х, и респонденты Ланцмана по преимуществу еще не успели состариться. Взрослые люди с устоявшейся жизнью, имеющие семью, сделавшие карьеру. Это были крестьяне, жившие рядом с железнодорожными станциями Треблинка или Собибор, поляки, жители Варшавы и Кракова, чехи из округи Терезиенштадта, машинисты паровозов, административный персонал лагерей и сами заключенные, выжившие и согласившиеся рассказать.

Как бы цинично это ни прозвучало, но, когда слушаешь их истории, невольно приходит мысль – сколько киносюжетов можно «настричь» со всего этого. Потому что их истории настолько же художественны, насколько и ужасны. И тут «Пианист» Полански – слабоподражательная работа с историей.

Фантастическая съемка мест, на которых раньше были лагеря и не осталось ничего, ни камня, города и деревеньки, сохранившие пули в своих стенах, ж/д станции, не менявшие названия и направлений путей, узкоколейки, заросшие высокой травой.

Фантастические крупные планы лиц людей, кажется, совсем не подготовленных, вспоминающих на ходу, не стесняющихся говорить свою правду. Такая красота лиц, настоящих, оторванных от работы, возвращающихся со службы в костеле, сидящих на лавочке в теньке, спасаясь от солнца. И все же.

После посещения Терезина-Терезиенштадта у меня возник вопрос – как можно жить в таких местах и при этом не нажить психических расстройств разной тяжести. Как выяснилось, можно. Живут семьи, растят детей, водят в школу, а возле окна дырки от стрельбы из автомата, а под боком антикварный магазин, где продаются очень старые вещи и, возможно, те самые старые вещи, а в ста метрах – казармы, а за рекой – крематорий. Может быть, так даже лучше? Но верится слабо.

Многие из опрошенных Ланцманом крестьян и рабочих, наблюдавших ежедневно разгрузку вагонов или слышавшие стоны с мест длительной стоянки составов, говорили как по уговору, что то одна жизнь, а то другая. И как бы страшно ни было, все-таки времена года диктуют свои правила, гонят на пашни, сенокосы, выгоны. Что, да, жалко было, но что поделать они могли. Жизнь продолжается для любого человека в любом месте с любой историей.



В фильм попали самые разные люди – от простых свидетелей до узников и надсмотрщиков. Был также историк, к сожалению не названный, дающий очень интересную оценку случившегося с точки зрения предыдущего опыта уничтожения людей и евреев в частности.

Был объяснен тот факт, который дает право некоторым ученым и журналистам отрицать холокост, а именно – отсутствие каких-либо свидетельств, документов, списков, приказов, отсутствие даже слова «уничтожение». Мне же всегда казалось, что уничтожать улики – это нормально, а уничтожить такие улики – нормально вдвойне. Ведь нацисты запрещали говорить о том, что происходит с евреями. Ни население, ни евреи ничего не знали, хотя бы по началу. Даже в некоторых художественных кинолентах это было показано. Чтобы не вызвать панику, евреям вплоть до дверей газовой камеры не говорилось, что их ожидает. А если просачивались слухи, то приходилось заталкивать силой.

Так вот. Именно поэтому не осталось свидетельств. Все сжигалось, все закапывалось, все уничтожалось, хоть и не называлось этим словом. Говорилось - «решить окончательно». И пляши как хочешь. Почему-то об этом «решить окончательно» не говорит гуру стилистики Третьего рейха Виктор Клемперер. И почему это не является достаточным объяснением, например, для Селина?

Почему люди на это решились? Ведь, как говорит Ланцман, «истребить не так просто. Сначала надо было сделать первый шаг. Потом еще, и еще». О шагах говорит в статье «Другие» Гальего, переживший свое детское гетто: «Первый шаг в цепочке разделения "свой"-"чужой"-"враг" - самый сложный. Убедить себя и других в том, что они - чужие, очень непросто. Второй шаг гораздо легче. Убедить толпу в том, что чужие - враги, уже легче. Но до разделения живых людей на своих и чужих, до кровопролития и тотальной вражды всегда и везде следует отрицание очевидной истины, что тот, другой - такой же человек, как и ты сам».

Зачем нужны гетто? Опять шаги. «Первый шаг - изоляция. Изоляция физическая и духовная. Второй шаг - уничтожение. Самое страшное, самое бесчеловечное, что можно сотворить с живым существом, - изолировать его от внешнего мира. От изоляции до уничтожения не один шаг, изоляция и уничтожение идут рука об руку, рядом».

___
Холокост – конкретный вид уничтожения через массовое сожжение. «Шоа» – это еврейская гибель вообще, катастрофа, «то, после чего трудно не измениться».

И под конец цитата: Если нация, зная о преступлениях правительства, не предпринимает никаких попыток изменить политику своего правительства, то она ответственна за преступления правительства в той же мере, как и само правительство.



15:32

Надо

А хотелось бы еще иметь такое место, куда можно прийти и позаниматься своими делами. Не библиотека, не кафе, а просто помещение со столами и бесперебойным выходом в интернет. Иногда наш офис выполняет именно такую функцию. Когда мало работы все занимаются своими делами. Иногда такое длиться два-три дня. Садишься за стол, открываешь ворд и пишешь диссерт или статью, редактируешь фотки племянницы, учишь иностранный язык, бронируешь куда-нибудь билеты. И попиваешь кофе. Было бы замечательно иметь такое место. Большинство людей, живущих семьями, знают, что работать дома – хуже некуда. То свет мешает, то стол нужен, то кому-то надо что-то посмотреть-послушать. И бесконечные разговоры. Вот было бы такое место – так сразу туда и направилась бы со всем своим рабочим скарбом. В общем – аренда стола) Человеку нужен стол и отсутствие доступа к телу и мозгу досужих.

@темы: работа

На шведские существительные ушла неделя. Немного поковырявшись в правилах, я поняла что именно я не поняла и поставила минус автору учебника. Если разобраться сразу - все легко. У каждого слова как минимум 3 и как максимум 4 формы. Меняются окончания и буквы в середине слова + вообще исключения. Пока моя надежда на то, что говорить я буду недолго, по делу, а значит достаточно будет одной формы или хотя бы верного корня слова=)

Шведский прекрасен) очень грубая транскрипция "я ебанат" означает "я работаю ночью/ночами". Да, я согласна. Ты ебанат, если работаешь ночами, а не придаешься тому, для чего ночь задумана. Но если есть уважительная причина, можно и ебанатом побыть недолго.

По сведениям одной статьи о Швеции, шведы плачут от налогов. Тогда понятен и ебанат и весь контекст "Money, Money". Они как бы думают, а нужно ли такое социальное благополучие, на которое работает все население, оставляя себе от каждой зарплаты какой-то грош. Так верно? И так надо ли?

Оказывется, есть такой замечательный музыкант Dan Fägerquist по-нашему Дениска, который поет песни Высоцкого на своем родном свенске. Моя муза текущего дня, которой я подпеваю. Петь песни на совершенно незнакомом языке очень полезно. Хотя бы пытаться шепотом произнести-пропеть слова-звуки. Мышцы лица привыкают, рот запоминает, нужные звуки откладывают в памяти. А там много совсем ненаших звуков. Это очень здоровский метод. Кстати, если попеть по-фински, можно свернуть челюсть - невероятный язык.

Теперь я правильно разобралась в денежных ньюансах со шведскими кронами... и хватит мне, наверно, на какую-то малюченькую часть, помимо всего города, конечно. Питаться буду снова сникерсом и молоком.

@темы: шведский-шведы, живем

10:20

Шоа

16:39 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

13:49 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Предлагаю считать причину "в соседнем магазине висит платье моей мечты, а я с отчаяния уже потратила все у вас" законным основанием для возврата товара. Просто подходишь к продавцу и прямо говоришь - там я нашла то, что мне нужно, идеальное, всю жизнь о таком мечтала. А продавец - ок, понимаю. Все.

@темы: между людьми

у Боулби "человеческое разбитие". действительно)

@темы: книги, между людьми

17:07

Для

Яров - Блокадная этика
Шапорина - Дневник
Малинин - Архитектура Москвы 1989-2009
Гинзбург - Воспоминания
Фукуяма - Конец истории
Хокинг - Откуда все появилось
Брюггер - Красная капелла
Акройд - Лондон
Аверинцев - Поэтика ранневизантийской литературы
Пастуро - Символическая история европейского средневековья

Триумф воли
Шоа

@темы: живем

Не люблю искать работу. Не люблю, когда пытаются помочь лишь бы чем. Потому что не люблю потом объяснять причину моего отказа. "Аня, но компания-то приличная! Большая!" Я все понимаю. Компания охуенная, дело - важное, сотрудники - работают. Все хорошо. Но есть такой фактор - "мое-не мое", который очень важен, важнее всех корпоративных и социальных благ и про который очень сложно объяснять тем, кто работу предложил.
Мне не все равно про что писать. Я не хочу продавать что-либо ни руками на рынке, ни словами в магазине, ни строками в тексте информационного письма. Продавать я смогу, наверное, только себя и свое имя.
Пока я не отучилась считать себя способной заниматься чем-то иным, чем "лишь бы чем". Было время, я на почту звонила - просилась. Не дай бог такое наступит еще раз. Нет, чтобы продавать и рекламировать нужен мозг, сила, стремление. Я не ставлю одно выше другого. Просто одно я хочу. А другое - не хочу. В детстве я не могла объяснить маме, что не хочу котлету из-за того, что не люблю котлету, а вовсе не из-за ее объективной невкусности. С работой то же самое.

@темы: между людьми, живем

у Чехова был "Остров", у Солженицына "Архипелаг", а у Гальего - "айсберг". Только не в названии, а внутри текста. Время "Острова" - 1890-е, время "айсберга" - 1970-е. И ничего вообще не меняется. Преступники, инакомылящие, дети, инвалиды - всех в изоляцию, на остров, в океан. Так проще и далеко. Не все увидят.

@темы: книги

18:11 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра